Каталог

Новости RSS 2.0

Домовой

Домовой в славянской мифологии

 

        Домашний дух, живущий по соседству с человеком. Обычно различались два вида домовых. Одним был доможил - обитавший в углу за печью, вторым считался дворовой, живший вне избы.

 

        Доможил всегда был помощником хозяина, у него была семья: жена-домовчиха, или домаха, и дети. В некоторых рассказах женой домового называлась кикимора.

 

        Доможил пользовался большим уважением, по праздникам ему выставлялось угощение, сам хозяин дома приглашал его разделить трапезу, почтительно называя «кормильцем», «хозяином» и «дедушкой». В последнем обращении сохранилось древнейшее поверье, согласно которому домовым становился умерший предок семьи. Отождествляя окружающий его мир, человек хотел видеть в нем подобие самого себя.

 

        При археологических раскопках ученые неоднократно находили небольшие фигурки иди схематичные рисунки на бересте, изображавшие домовых. Во всех находках можно различить человеческие черты.

 

        В большинстве былин и сказок домовой имеет человеческий облик. Обычно домового представляли в образе старичка небольшого роста с серебристо-белой бородой, большими руками и босыми ногами. Такой образ встречается у большинства европейских народов.

 

        В редких случаях домовой сравнивается с женщиной и с деревом: «Вылезает престрашенная женщина, ростом что столетняя береза, голова — разметанная копна сена, клок — направо, клок — налево, оттуда торчит колтун, словно перекати поле, да чертополохом свились длинные космы, а глаза горящие так и пялит».

 

        Обычно домовой обитал в доме или в хозяйственных постройках, в темных уголках или под печью. Иногда домовой жил в конюшне, поскольку лошади являлись его любимыми животными. Добрый домовой заботливо ухаживал за ними, расчесывал гривы, преподносил лучший корм. Обиженный же на хозяина домовой морил лошадей голодом, пугал их или даже насылал на них какую-нибудь болезнь.

 

        Только что купленную лошадь хозяин не просто ставил в конюшню, а обязательно «представлял» домовому, умоляя его заботиться о ней так же хорошо. как и о других животных. Перед покупкой лошади, рачительный хозяин заходил в конюшню и выспрашивал у домового, какой масти лошадь купить.

 

        Кроме лошадей домовой испытывал особую привязанность к петуху, считавшемуся «хозяином в дому». Чтобы выгнать из дома алого домового, часто использовали петуха, обметая его крылом все углы избы и двора. До наших дней сохранился обычай первым впускать в новый дом петуха или кошку. Считалось, что первый, кто входит в новый дом, подвергается большой опасности и должен быть вооружен против нее.

 

        Во время строительства нового дома, после укладки первого ряда бревен, совершался особый обряд привода домового. Ему выставляли угощение в виде блюдца с молоком и в течение всей ночи категорически запрещалось приближаться к месту строительства. В противном случае будущий дом мог остаться без домового и, следовательно, лишиться защитника от вторжения нечистой силы.

 

        Переезжая на новое место, домового специально приглашали, а иногда и перевозили вместе со всем скарбом. Хозяин специально приходил в конюшню с угощением и уговаривал домового не оставлять без защиты семью и скот. В разных местностях записаны рассказы о том, как покинутый или забытый домовой стонет и плачет в пустом доме. Иногда он начинал пакостить тем, кто осмеливался поселиться в таком месте. Во время новоселья домовому также преподносили специальные съестные дары. сувениры своими руками





(пусто)
 
Валюта:
Новости
Яндекс.Метрика